Организация планирования педагогической деятельности и наблюдения за развитием детей

При планировании занятий педагоги определяют сразу тему и методы обучения. В одних случаях это будет практическая деятельность детей (например, игры с песком и водой), в других — работа с наглядными пособиями (рассматривание иллюстраций). Следует избегать перегрузки детей информацией — она не должна быть слишком обширной и абстрактной, соблюдать баланс между активными и спокойными занятиями, организованным и свободным временем детей.

В рамках краткосрочного планирования педагоги обсуждают интересы и потребности каждого ребенка, отмечают его успехи, определяют цели для него и всей группы, выстраивают работу с учетом результатов наблюдений воспитателей, на основе которых можно наметить несколько целей обучения для каждого ребенка. Например, для одного это может быть обучение навыкам договариваться со сверстниками во время игры и развитие мелкой моторики, для другого — использование в игре предметов-заместителей и приобщение к изобразительной деятельности. Они обдумывают, какие организовать игры, беседы и занятия, решают, какие изменения следует произвести в группе, в расстановке игрушек и пр. В ежедневный план занятий должно быть включено одно индивидуальное занятие как минимум для двоих детей. Таким образом, не меньше десяти детей смогут участвовать хотя бы в одном индивидуальном занятии в неделю.

Члены коллектива распределяют между собой обязанности и выполнение задач на предстоящую неделю и текущий день. Договариваются, кто подготовит инсценировку сказки с кукольными персонажами, кто организует игры с песком и водой; кто позвонит родителям ребенка, кто проведет родительское собрание. В плане учитываются дни рождения детей, праздники, совместные мероприятия с родителями.

Краткосрочное планирование предусматривает составление распорядка дня, который разрабатывается с учетом возраста детей, количества воспитанников в группе, уровня их развития и индивидуальных потребностей, а также пожеланий родителей, графика их работы. При составлении распорядка дня также следует учитывать сезонность (осенне-зимний и весенне-летний периоды), климатические и погодные условия. Чтобы учесть все эти факторы, распорядок дня должен быть гибким и сбалансированным; это позволит проводить общие процедуры даже тогда, когда в силу каких-то обстоятельств график нарушается. Например, в хорошую погоду провести дополнительную прогулку, в плохую вместо про-гулки организовать игры в помещении. При составлении распорядка дня важно соблюдать баланс между сном и бодрствованием детей, подвижными и спокойными видами деятельности.