Организация интерактивного процесса обучения

Рассмотрим структуру интерактивного процесса обучения с применением интеллектуальной обучающей системы, которая позволит организовать интерактивный доступ к учебной информации и обеспечит каждому ученику индивидуальную траекторию обучения.

Структурными компонентами интерактивного процесса обучения являются: содержание учебной дисциплины (теоретический материал), формирование обучающего воздействия, учебная деятельность обучаемого, контроль учебной деятельности обучаемого, оценка результатов учебной деятельности обучаемого, обратная связь. Элементы такой системы неотделимы друг от друга, они не могут существовать автономно. По этой причине все компоненты интерактивного процесса обучения должны быть рассмотрены во взаимосвязи.

Формирование обучающего воздействия осуществляется в соответствии с теоретическим материалом данной учебной дисциплины. Обучающие воздействия могут представлять собой изложение нового учебного материала, иметь вид учебных и практических заданий и задач, примеров, упражнений, а также методических указаний, подсказок, объяснений, демонстраций фрагментов изучаемого материала и т.д.

Учебная деятельность обучаемого заключается в восприятии, осмыслении, запоминании учебного материала, применении знаний на практике (например, решение задач, выполнение заданий, повторение учебного материала).

Отличительной особенностью интерактивного процесса обучения является то, что в нем реализуется автоматический контроль учебной деятельности обучаемого. Результаты контроля учитываются при оценивании уровня знаний обучаемых и, кроме того, через обратную связь оказывают влияние на формирование последующих обучающих воздействий. Таким образом, другая отличительная особенность интерактивного процесса обучения — возможность оперативной корректировки обучающих воздействий на основе обратной связи, т. е. в зависимости от уровня знаний конкретного обучаемого, от допущенных им ошибок, от его запросов и т. п. При традиционной технологии обучения у учителя нет возможности для оперативного контроля и корректировки учебной деятельности каждого конкретного обучаемого. Иными словами, интерактивный процесс обучения повышает оперативность и качество управления учебной деятельностью обучаемого.