Организация и проведение игрового обучения в вузе
Арбитраж деловой игры представляет собой комплекс непрерывных контрольных мероприятий, осуществляемый несколькими постоянными арбитражными группами. Число и состав этих групп заранее определяются руководителем игры исходя из количества ее участников. Обычно в состав арбитражной группы назначается представитель руководящего состава игры (преподаватель) и необходимое число ассистентов (обучающихся). Арбитражные группы в ходе игры осуществляют непрерывное наблюдение за участниками игры и оценивают их действия, начисляя баллы при успешной деятельности или каких-либо нарушениях. Система оценок различных видов деятельности слушателей в ходе игры разрабатывается заблаговременно и выдается арбитражной группе для руководства.
Итоговая оценка каждого участника игры в баллах определяется как сумма отдельных оценок (с учетом штрафных баллов). Примерная система оценок различных видов деятельности студентов в ходе игры.
Ограничения и контролируемое время, которое дается участникам игры для решения задач, мобилизуют каждого, повышая тем самым эффективность обучения. Из опыта известно, что в группах, где режим игры не принимался во внимание, на решение аналогичных задач требовалось времени на 30-40% больше. Причем уровень усвоения учебного материала одновременно снижался на 10% (по сравнению с другими группами). Опыт применения арбитража показывает, что указанным способом удается успешно решать ряд важных дидактических и воспитательных задач, среди которых выделяются:
♦ оперативная и обоснованная оценка всех видов практической деятельности отдельных групп и каждого участника игры, а также степени их подготовленности к выполнению соответствующих функциональных обязанностей;
♦ направление работы участников игры в русло, намеченное планом игры;