Организация и проведение игрового обучения в вузе
♦ подготовка материалов для оценки игры в целом и определение эффективности организации учебного процесса по данной дисциплине. Если обобщить опыт проведения игр, то становятся ясны проблемы, которые неизбежно возникают в этом случае. Первая, и одна из самых сложных, с которой сталкивается руководитель игры, состоит в том, что надо на протяжении всей игры обеспечивать ее участников сравнительно равномерной и непрерывной рабочей нагрузкой. Трудности образуются в связи с тем, что большинство решений принимается последовательно, в логическом порядке руководства игрой. А отсюда становятся неизбежными потери времени на ожидание решений или рабочих результатов.
Другой проблемой является объективная оценка индивидуальной работы каждого участника игры. Ведь результат игры в ряде случаев не связан с деятельностью конкретного студента. Эту проблему можно решить только активным участием в игре преподавателей-руководителей, которые могут в данном случае получить более полное представление о способностях обучающихся и использовать эти выводы для оценки результатов.
Существенную роль в увеличении эффективности игрового процесса играет заключительный этап игры, в особенности обсуждение ее итогов. Опыт ряда вузов свидетельствует, что если после игры обсуждение не проводилось, то приобретенные в ходе игры навыки быстро утрачиваются. Следовательно, после игровое обсуждение итогов, раскрывающее причины получения тех или иных результатов, так же важно, как и сама игра.
Обсуждение итогов целесообразнее всего проводить методом конференции, чтобы каждый имел возможность высказать свое мнение о методической необходимости и итогах такого занятия.
Разумеется, конференция заканчивается выступлением руководителя, который не только подводит общий итог, но и дает оценку работе каждого участника игры.