Определение характера взаимодействия педагогов с детьми
1 балл — практически не наблюдается;
2 балла — наблюдается время от времени;
3 балла — присутствует постоянно.
В случае возникновения нетипичных ситуаций их фиксируют в графе «Примечания». По окончании исследования результаты количественно и качественно обрабатывают, в последующем они являются основой для индивидуальной работы с каждым педагогом.
Для увеличения достоверности экспертного мнения возможно привлечение нескольких лиц, при этом каждому эксперту дают подробную инструкцию и оговаривают сроки проведения.
Для изучения представлений педагогов об особенностях собственного взаимодействия с детьми можно использовать самооценку по тем же критериям. Педагоги на основе собственных представлений оценивают свою деятельность по 3-балльной системе. Чтобы педагоги могли объективно оценить качество своей работы, можно предложить им также проводить краткосрочные самонаблюдения, с фиксацией некоторых параметров собственной деятельности. Например, фиксировать количество положительных обращений к детям (поощрение, поддержка) и отрицательных (порицание, запрещение), что дает наглядную картину, какими средствами чаще пользуется воспитатель.
Аналогично, можно предложить изучить критерий В.8.1.(«Обращаются к ребенку по имени, подчеркивают его достоинства») и В.4.1. («Собственным поведением демонстрируют уважительное отношение ко всем детям»). Педагогам предлагают фиксировать, к кому из детей они обращаются по имени, и отмечать эмоциональную окрашенность обращения: положительная, отрицательная или нейтральная. Это позволит определить, действительно ли ко всем детям педагог, обращается по имени, подчеркивая их личное достоинство, демонстрируя уважение к ним.