Определение требуемых уровней усвоения изучаемого

При этом дидактический процесс не рассматривается в качестве механической суммы двух названных составляющих. Он раскрывается как целостное явление, суть которого отражает единство познания и педагогического взаимодействия обучающихся и преподавателя в разнообразных формах их осуществления. Деятельность преподавателя выступает ведущей, управляющей, и определяет взаимодействие педагога и студента, необходимое для перевода последнего на требуемый уровень обученности. Учение рассматривается как одна из сторон дидактического процесса, которая представляет собой деятельность самого обучающегося по овладению знаниями, навыками и умениями. Познавательная деятельность обучающегося как способ усвоения знаний и действий преобразует природные качества человека (обучаемость) в социально и профессионально значимое качество личности. По своему содержанию познавательная деятельность может быть умственной, теоретической, практической, манипуляционной, трудовой, игровой.

Взаимная активность преподавателя и обучающегося наиболее полно определяется в рамках педагогического взаимодействия, которое включает в единстве, педагогическое влияние, его активное восприятие, собственную активность обучающегося, проявляющиеся в ответных действиях, в самообучении и самообразовании. Однако следует указать на неоднозначность трактовки разными авторами взглядов на отношения педагога и обучающегося в рамках дидактического процесса. В педагогических источниках встречаются так называемые «субъект-объектный» и «субъект-субъектный» подходы, определяющие организационную сторону их взаимоотношений по достижению целей обучения. В рамках первого из указанных подходов, как правило, речь идет о педагогическом воздействии педагога на обучающегося с целью достижения учебных целей и формирования личности с заданными качествами. Субъектом здесь выступает педагог, а объектом — обучающийся. Важно отметить, что в этом случае последний рассматривается как объект не педагогического процесса, а лишь педагогического воздействия, т.е. внешней, направленной на него деятельности.