Определение требуемых уровней усвоения изучаемого

Целью контекстного обучения является создание таких условий, которые способствуют развитию творческого мышления, закреплению умения действовать в ситуациях, адекватных ситуациям будущей профессиональной деятельности. Для этого необходимо добиться, чтобы каждое новое вводимое понятие или положение перестраивало структуру прошлого опыта студентов и предусматривало ее связи с ситуациями будущего профессионального использования. Однако ориентируя обучающихся на заучивание знаков или их систем без понимания смысла (контекста), который в них заключается, невозможно сформировать профессионально направленное мышление и превратить учебную информацию в знания, навыки и умения. Необходим постоянный переход от абстрактных моделей деятельности более конкретным и от системы знаковой информации - к реальным объектам. Дело в том, что личностный смысл активности обучающегося состоит не в усвоении знаковых систем, а в формировании их средствами целостной структуры будущей профессиональной деятельности. Коммуникативный аспект профессиональной подготовки специалистов может быть осуществлен только на стадии реализации ее процессуальной составляющей, т.е. в рамках технологии обучения.

Высокую эффективность применения контекстного подхода обнаруживает создание коммуникативных ситуаций в учебном процессе с целью переноса осваиваемого опыта на новые сферы деятельности. Взаимодействие в процессе обучения, имеющее форму общения между преподавателем и обучающимися, а также обучающихся между собой, выступает одним из наиболее портативных средств трансформирования учебной информации в профессионально значимую. Оно отличается высоким уровнем взаимопонимании!, низким показателем избыточности информации, экономией времени ее передачи.

По мнению В.А. Сластенина и Н.Г. Руденко1, активизации учебного процесса в рамках технологии обучения способствуют фронтальные, коллективные, групповые и диадические коммуникативные ситуации.