Определение требуемых уровней усвоения изучаемого

На организаторском этапе находит свое выражение реальная исполнительская деятельность Преподавателя по воплощению модели обучения. Коммуникативный этап включает в себя процедуры, обеспечивающие необходимые взаимоотношения между сторонами учебного процесса.

Следует отметить, что существуют и другие подходы к определению структуры управления познавательной деятельностью обучающихся. Однако как видно из приведенных примеров, различия во взглядах Исследователей данной проблемы на количество выделяемых этапов управления и их содержание не носит принципиального характера. Это объясняется тем, что, во-первых, деление на отдельные этапы достаточно условно; во-вторых, все они взаимосвязаны и могут в зависимости от дидактических задач, решаемых преподавателем или обучающимся, объединяться или же, наоборот, дробиться на более мелкие, позволяющие полнее отразить логику выведения студента на требуемый уровень обученности; в-третьих, сам процесс управления познавательной деятельностью обучающихся подчиняется единым законам, разработанным в рамках теории управления.

В результате обобщения существующих подходов можно выделить следующие этапы управленческой деятельности: формирования целей, информационной основы обучения, прогнозирования, принятия решения, организации исполнения, коммуникации, контроля и оценки результатов, а также их коррекции. Выделенные этапы обуславливают реализацию в рамках управления познавательной деятельностью обучающихся соответствующие им функции управления: целеполагающую, информационную, прогностическую, проектировочную, организационную, коммуникативную, контрольно-оценочную и корректировочную.

Значительный интерес представляет классификация дидактических систем управления, предложенная В.П. Беспалько. Она позволяет построить соответствующие им схемы управления, образующиеся сочетанием видов управления, видов информационных процессов и средств управления познавательной деятельностью. В этом случае возможно построение восьми схем управления.