Обучение учащихся умениям и навыкам
Практические пробы носят характер сознательных попыток воспроизведения определенных движений. Контроль результатов, оценки и корректировки действий являются до той или иной степени сознательными. Подражание опирается на наблюдение (целенаправленное восприятие) образца осваиваемых действий. Но самое главное - это то, что выбор и регуляция приемов начинают управляться осмысливанием их цели и представлением их содержания.
Главным средством для этого служит речевая деятельность, а также воспроизведение «в уме» образа действий, которые требуется совершить. Эксперименты, проведенные в лаборатории Л.Б. Ительсона, показали, что введение «мысленных действий» заметно сокращает общее число попыток, необходимых для формирования навыка.
Различают сенсорные, двигательные (моторные), сенсомоторные, интеллектуальные и другие навыки. В зависимости от того, какой навык у учащихся формируется, изменяются и требования к организации обучения. Однако наличие у учащихся интереса к решаемым задачам, показ и разъяснение их важности и полезности, создание установки на овладение навыком - это общие условия формирования любого вида навыка. Немаловажны и такие условия, как информация о достигнутых результатах, поощрение правильных действий и успехов.
Различение цветов, запахов, вкусов, температур, расстояний, скорости требует развития сенсорных навыков, в основе которых лежит деятельность органов чувств человека. В тех же видах деятельности, где преобладает мышечная работа, необходимы двигательные (моторные) навыки. Это может быть обучение танцам, плаванию, бегу, ходьбе и т.д.
В некоторых видах деятельности одинаково значимыми оказываются работа и органов чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мышц. В таких случаях говорят о необходимости развития сенсорно-моторных навыков. С их помощью происходит овладение письмом, чтением, рисованием, черчением, печатанием, ездой, вышиванием и др.