Обучение детей навыкам общения
Огромное значение для развития навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия является умение детей уважительно и неконфликтно выражать собственные мысли и желания. Потому-то детей надо последовательно, планомерно и настойчиво учить правильно строить свои высказывания. Основное правило такого обучения: обращение должно отражать чувства и желания ребенка и при этом не ущемлять достоинство и интересы другой стороны. Вначале педагогу придется непосредственно перефразировать некорректные детские высказывания, в соответствии с правилами эффективного общения. В дальнейшем необходимость прямого вмешательства воспитателя уменьшается и постепенно сходит на нет.
Рассмотрим механизмы преобразования некорректных детских высказываний.
Эффективность преобразованных высказываний состоит в том, что они предполагают дальнейшее конструктивное взаимодействие и развитие ситуации.
Педагогу следует не только учить детей корректно выражать свои мысли, но и говорить от своего имени.
Всякий раз, когда воспитатель слышит, что ребенок пытается говорить от имени своих товарищей, необходимо спросить его, узнавал ли он мнение тех, от имени которых говорит, и просили ли они его выступить от их имени. Если это не так, надо заметить, что другие дети могут иметь свое мнение, которое они при желании выскажут сами .
Одной из наиболее эффективных форм развития субъектного взаимодействия детей в условиях детского сада является игровая деятельность.