Общенаучные методы в социально-педагогической деятельности
Ориентация на практику как социально-нормативный образ жизни людей превращает методы практик ориентированных психолого-педагогических, социологических и социально-психологических исследований в основные методы, используемые социальной педагогикой. Сверхзадачей считается здесь обеспечение здорового образа жизни.
Философско-социологическая категория «образ жизни» охватывает совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, которая берется в единстве с условиями жизни. Условия и характер жизни, отношение к своему здоровью, своему духовному миру, внешнему и внутреннему выражению своего собственного «я» являются традиционным предметом понимающей социологии и социологии культуры. Объяснить, почему одни люди и целые народы ведут здоровый образ жизни, а другие спиваются, приобщаются к наркотикам, не рассматривают здоровье, а порой и жизнь как определяющую социальную ценность, исходя из одной лишь теории невозможно. Точно так же нельзя, исходя лишь из категориального, логического анализа, постичь тайны совершенно различного отношения к своему телу и духу, их противопоставления друг другу или же их гармонию. Здесь необходимо понять мировоззренческие и другие предпосылки складывающегося стиля жизни того или иного народа, общности, социальной группы или отдельно взятой личности.
Например, древние греки, являющиеся инициаторами олимпийских игр и культа тела, исходили из так называемых космогонических представлений о единстве человека и Вселенной. Определяющее значение для них имели прежде всего субстанциональные, материальные основы жизни, слитность человека с природой. Отсюда и отношение к поддержанию в порядке своего тела, гармонии тела и духа, отношение к своему здоровью как величайшей ценности. Средневековое же христианское общество основу единства человека и Вселенной видело уже не в материальной субстанции, а в духе. Тело для него не более, чем сосуд для души, внешняя культура ничто по сравнению с внутренней, настоящая жизнь ничто по сравнению с вечной потусторонней жизнью. Отсюда и соответствующий образ жизни. Здесь имеет место уже культ духа, а не тела. Истязание тела, насилие по отношению к самому себе и другим людям, их страданиям, пренебрежительное отношение к своему здоровью и жизни становятся ее нормой. Остаются лишь рыцарские турниры и бои как способ выяснения, на чьей стороне находится Бог.