Общая характеристика деятельности по постановке цели в обучении
В процессе обучения и воспитания происходит планомерное формирование определенных знаний, умений и навыков, а также необходимых свойств личности учащегося. Основой такой планомерной передачи знаний служит четко определенная цель. Применительно к процессу обучения цель отвечает на вопрос: зачем или для чего преподают?
Следует придерживаться мнения европейских педагогов Р. Магера и А. Мелецинека: «Если точно не знать, куда идти, то легко оказаться там, где совсем не хотелось бы быть».
Целеполагание является основой любой человеческой деятельности. Это понятие является философской категорией. Из философии оно было перенесено в различные области человеческой деятельности и другие науки. Определений целей очень много. Приведем некоторые из них:
- желаемое состояние объекта ;
- желаемое состояние объекта в будущем ;
- информация об объективной ценности , которой человек намеревается добиться ;
- модель потребного будущего ;
- модель будущих результатов ;
- долгосрочный желаемый результат ;
- сознательный образ ожидаемого результата или осознанный желаемый результат .
Из всего перечисленного очевидно одно, что «Цель указывает на будущее состояние объекта или системы, к которому оно стремится». Любая деятельность начинается с осознания объективной цели.
В современной педагогической литературе существуют различные способы описания целей. Традиционные способы описания целей в обучении могут быть представлены гак:
1. Через изучаемое содержание .