Общая характеристика деятельности по анализу учебных материалов

Теоретический материал включает описание основных законов и закономерностей, а также физическую сущность протекания производственных процессов. Источниками теоретического материала являются научная и научно-техническая литература, учебная литература по специальности, профессиональный опыт и теоретические знания преподавателя.

Методологический материал раскрывает производственный опыт, накопленный в данном направлении, степень изученности тех или иных вопросов, проблемы и перспективы их дальнейшего развития. Его источником также является научная и научно-техническая литература, основная документация отрасли, опыт и экономические, политические и технические знания преподавателя.

Педагогическая информация закладывается в учебную литературу и включает воспитательный и дидактический компоненты. Воспитательный компонент, как правило, не имеет определенных структурных единиц и отражается через содержание предметной информации. Так учебная информация, включающая необходимые теоретические знания, физический смысл производственных процессов, необходимый производственный опыт, должна способствовать формированию у обучаемых потребности глубокого осмысления выполняемых им обязанностей на основании полных знаний, здравого смысла и ответственности, Демонстрируя приверженность основным принципам культуры безопасности. В этом и заключается воспитательная роль правильно составленной и отраженной учебной информации.

Несмотря на то, что книгопечатание развивается уже на протяжении более четырехсот лет, история широкого использования учебной книги и систематического ее использования в роли специального способа обучения - учебника насчитывает всего 150-200 лет.

Над секретом конструирования учебной литературы задумывались еще педагоги на заре зарождения педагогической науки. Известно, что еще Ян Каменский сумел увидеть то большое значение, которое может сыграть книга, специально предназначенная для обучения. Он создал теорию использования книги в обучении . Для ее разработки ученый временно оставляет работу над «Великой дидактикой» и целиком отдается созданию первого учебника в истории школы и педагогики. Этой первой учебной книгой была «Азбука» для детей. В своих работах Каменский Я. А. подчеркивал роль учебника как автономного способа, используемого как... «инструмент в руках учителя».