«Образовательный консорциум» как модель сетевой организации профильного обучения старшеклассников

Примечательно, что идея создания Образовательного консорциума была подхвачена сельскими школами. Осенью 2002 года после проведения в поселке Балезино семинара «Технологии проектной деятельности» проект «Балезинский образовательный консорциум» был подан в Экспертный совет по федеральным экспериментальным площадкам (г. Москва). В результате Балезинский РОНО получил статус ФЭП по теме этого проекта. Реализация идеи сетевой организации образовательных ресурсов действительно может оказаться очень продуктивной в сельских школах и повысить конкурентоспособность сельских детей.

Вместе с тем, кооперация различных образовательных организаций в ближайшем будущем – это все-таки прерогатива и перспектива городских образовательных систем, более открытых к экспериментированию и инноватике, нежели сельское образование. Неожиданно новое звучание идея Образовательного консорциума приобретает в фокусе направления на профилизацию старшей школы Программы модернизации российского образования.

«Концепция профильного обучения» [2] выделяет две модели организации:

1) модель внутришкольной профилизации, где отдельная школа может быть однопрофильной или многопрофильной, и

2) модель сетевой организации, при которой «профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений».

При этом рассматривается два варианта сетевой организации:

а) объединение группы школ вокруг «сильной» школы, т.е. «ресурсного центра»;

б) кооперация школы с иными образовательными учреждениями и образовательными ресурсами – учреждений дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования посредством организации дистанционных курсов, заочных школ, Малых академий и т.д.