«Образовательный консорциум» как модель сетевой организации профильного обучения старшеклассников

2) Единый государственный экзамен (ЕГЭ), призванный реализовать принцип равенства права доступа к продолжению образования при равных образовательных результатах;

3) Попечительство как механизм общественного управления образовательной системой;

4) Компетентностный подход в оценке результатов образования, предполагающий усиление внимания к функциональной грамотности обучающихся вследствие реализации деятельностного подхода к содержанию образования, обучения и подготовки;

5) «Интернетизация» образования как один из механизмов поворота существующей системы в направлении к открытому образованию;

6) Профилизация старшей школы, предполагающая появление реального многообразия в системе образования и реализацию права выбора старшеклассниками образовательных программ с учетом индивидуальных образовательных целей. Это направление модернизации образования особенно важно нам при разработке проекта «Образовательный консорциум».

Необратимость процессов модернизации образования фактически ставит существующую школьную систему в безвыходное положение: либо включаться в процессы модернизации и трансформации и тем самым «умереть» в старом (нынешнем) качестве, либо пытаться сохранить себя (свое «ЗУНовское» содержание, классно-урочную систему, ведомственную принадлежность) и тем самым умереть фактически, потеряв учеников, сотрудников, источники финансирования, доступ к информации и т.д. Драматизм положения существующей школьной системы обусловлен еще и тем, что она находится в ситуации жесткой конкуренции не только с «модернизированной школой», т.е. финансово самостоятельной, демократичной, деятельностной, технологически оснащенной, но и с новыми институциональными формами образования: кадровыми программами, короткими образовательными модулями (интенсивами), тренингами, культурно-просветительскими программами музеев, библиотек и ТВ, дистантными интернет-курсами и т.д. И самое важное: существующая школа не выдержит конкуренции с индивидуальной образовательной программой, поскольку учащийся начинает ощущать свою принадлежность к своей программе, а не к «своей» школе.

3. В сложившейся ситуации наиболее выигрышной стратегией школьного образования и всей муниципальной образовательной системы, находящейся «в поисках эффективного пути развития», представляется стратегия опережающих шагов.