«Образовательный консорциум» как модель сетевой организации профильного обучения старшеклассников

а) «энергия образования» уходит из муниципальных школ и государственных вузов, и процессы образования начинают разворачиваться в новых институциональных формах (кадровых программах, летних школах, «тренингах личностного роста» и проч.). При этом рынки «образовательных услуг» и «сертификации» расходятся, а в некоторых случаях рынок «настоящих образовательных сертификатов» перемещается в сторону рынка «стоящих (и в смысле «качественных», и в смысле «платных») образовательных услуг»;

б) существующая система общего образования («школьная система») окончательно перестает быть инвестиционно привлекательной для большинства типов ресурсов: финансовых, интеллектуальных, кадровых, административных и проч. Очевидно, что Государство продолжает рассматривать школьную систему образования не как условие своего экономического и культурного развития, а как «избыточные государственные обязательства» в ряду других так называемых «социальных программ».

В этой ситуации вполне разумными выглядят шаги действующих субъектов образовательной политики (министерств, научно-педагогических школ, разработнических групп, инвестиционных фондов и т.д.), направленные на переход от ресурсного обеспечения учреждений образования к ресурсному обеспечению программ и проектов в сфере образования. И прежде всего, речь идет о ресурсном обеспечении приоритетных с точки зрения модернизации программ.

2. Программа модернизации российской системы образования является проекцией нарастающих процессов развития в образовательной сфере. И в этом смысле процессы модернизации необратимы.

К приоритетным направлениям модернизации российского образования можно отнести следующие «темы»:

1) Государственные именные финансовые обязательства (ГИФО), которые являются механизмом подушевого финансирования обучающихся и реализуют принцип «деньги следуют за учеником»;