Образование лиц с нарушением умственного развития
В период родов патогенными факторами являются родовые травмы мозга.
В период после родов умственная отсталость может быть вызвана нейроинфекциями . Реже ее причиной могут быть черепно-мозговые травмы, интоксикации .
Установлено, что степень снижения интеллекта зависит от времени воздействия патогенного фактора. Например, заболевание беременной женщины в первые три месяца беременности краснухой может быть причиной умственной отсталости будущего ребенка, при заболевании в более поздние сроки нарушения будут менее выражены и могут привести к задержке психического, речевого развития.
Умственно отсталые лица — разнородная по своему составу
группа. В нее входят те, у которых поражение мозга возникло внутриутробно , во время родов или после родов в период до трех лет, т. е. до становления речи. В этом случае имеет место диагноз олигофрения. Дети практически здоровы, но при этом наблюдается стойкое недоразвитие психики, которое проявляется не только в отставании от нормы,
но и в глубоком своеобразии. Олигофрены способны к развитию, но оно осуществляется замедленно, атипично. Они составляют значительную часть умственно отсталых.
Меньшая по численности группа - лица, у которых умственная
отсталость возникла после трех лет. В результате травм головного
мозга, различных заболеваний . В широкой социальной и педагогической практике используется обобщающее определение «труднообучаемые».
Согласно классификации, принятой Всемирной организацией здравоохранения в 1994 г., умственная отсталость включает четыре степени снижения интеллекта: незначительную, умеренную, тяжелую и глубокую в зависимости от количественной оценки интеллекта .
Сопоставление качественной характеристики снижения интеллекта и количественной характеристики дает следующие соотношения:
Дебильность — незначительная степень умственной отсталости. Эта категория лиц составляет большинство среди страдающих умственной отсталостью .