Образование как социокультурный институт и процесс становления и развития личности

Философское постижение человека, его изучение антропологическими науками свидетельствует о его многомерности, многоликости, неисчерпаемости, «тайне», сокрытой в человеческой природе. В знаниях о человеке всегда присутствует аксиологический аспект. И позиции мыслителей на «шкале ценностей» – от признания человека исключительным, неповторимым, «венцом природы», «красой Вселенной» и т.п. – до признания его «пасынком природы», побочным продуктом эволюционного развития, возомнившим о своей уникальности, потому что он «фатально заражён антропоморфизмом». В такой множественности и неоднозначности «образов» человека заключена трудность решения проблемы человека для философов образования. Очевидно, стремясь опереться на рациональное антропологическое знание, мыслители в соответствии с позитивными тенденциями социально-культурного развития должны избрать гуманистическую ориентацию в своём отношении к концепциям и теориям внерационального познания человека.

В европейской культурной традиции принято различать человека как индивида, индивидуальность и личность. Под индивидом понимается человек как отдельный представитель человеческого рода, единичное природное существо, носитель специфически человеческих качеств. Смысл понятия «индивидуальность» заключается в подчеркивании различий между людьми, носителями одной и той же природы. Выявление индивидуальных черт – это постижение того, в какой мере данный человек реализует свою природу, «осуществляет свою человечность». Термин «личность» используется в гуманистике во многих значениях, трактуется неоднозначно и в одной и той же науке. В логике изложенных выше представлений об индивиде и индивидуальности разумно принять трактовку личности как «субъекта, который обладает всеми природно-индивидуальными свойствами,.. кто владеет этими качествами, свойствами, энергиями, кто развёртывает их в реальном бытии». Природа отвечает на вопрос «что?», индивидуальность на вопрос «как?», личность – на вопрос «кто?».