Образование для всех – это реальность
Наша сегодняшняя реальность имеет тенденции к усложнению. Общество, в котором мы живем, в последние десятилетия резко дифференцировалось. Это особенно очевидно, когда нынешние, еще весьма хаотичные и порой плохо просматриваемые, общественные структуры сравниваются с неумолимой логичностью и прямолинейностью государственно общественных связей предыдущего периода.
Современная ситуация зиждется на все более усложняющихся социальным взаимоотношениях. Общество разделяется на все большее количество групп – социальной, этнической, конфессиональной окраски. Перед социологией и социальной психологией стоят задачи осмысления принципов этих процессов, обнаружения внутренних структурных оснований, которые лежат в фундаменте формирования отдельных групп. Самое же главное обнаружить в реальности и вербализовать потенциальные связи между этими группами.
Значение поиска связей между отдельными социальными группами трудно переоценить. Эти мостики социального понимания и контактов делают общество обществом, спасают мир от хаоса. В сущности, мы не открываем ничего нового, говоря о необходимости преодоления общественного отчуждения. Эти задачи давно решаются в других странах гражданским обществом, к формированию которого мы сейчас подошли.
Еще раз подчеркнем: общественная дифференциация, неизбежная в свободном обществе, предполагает неравенство. Но в цивилизованном обществе это неравенство должно микшироваться пониманием ответственности сильных и наличием постоянной социальной помощи. При этом помощь должна носить разнообразный характер. Необходимо вырабатывать различные формы косвенной помощи . Так одной из важнейших форм социальной помощи будет помощь в стирании граней неравенства при получении качественного образования.
Но для того, чтобы выработать разумную систему социальной поддержки необходимо понять структуру социального неравенства. Помимо очевидно обозначившегося социального неравенства укажем на важное для нас в аспекте предстоящего разговора территориальное неравенство. Ясно, что крупные цивилизационные городские центры обладают развитой транспортной, культурной, информационной инфраструктурой. Коэффициент этих показателей падает в геометрической прогрессии по мере удаления от центров. Ну и конечно есть субъективный, требующих гибкой оценки фактор возрастного, и шире геронтологического, неравенства. Возраст может быть трактован как выражение богатства опыта, хотя, к сожалению, этот фактор как правило, носит негативный оттенок понижения конкурентных возможностей на рынке труда.