О детском упрямстве в 3-7 лет
В возрасте от 1 года до 3 лет перед ребенком открывается целый мир новых чувств и представлений. Это пора, когда малыш бурно радуется своей активности, проявляет самостоятельность. Родители слышат не только бесконечные «как?» и «почему?», но и «я сам», «я могу». В поведении и действиях детей раннего возраста взрослые замечают выдумку и инициативу, стремление все познать, сделать по-своему. Довольно часто малыши до 3 лет проявляют упрямство. Если оно достигает такой степени, что сочетается с бессмысленным отказом ребенка выполнять любые распоряжения взрослых, тогда говорят о негативизме.
Упрямство возникает обычно как защитная реакция ребенка на постоянные запреты взрослых: «нельзя», «не делай этого», «не трогай», «не бери» и т.д. Детская нервная система еще не располагает хорошими тормозными механизмами, поэтому малышу трудно подчиняться бесконечным запретам. К тому же частые одергивания вступают в противоречие с неудержимым желанием малыша двигаться, действовать, познавать. Случается и так, что изо дня в день ребенок получает от взрослых распоряжения и указания, которые непосильны или непонятны ему. В подобных ситуациях дети не выполняют требований взрослых и упрямятся вполне обоснованно. Нельзя вмешиваться в жизнь детей раннего возраста, не зная их возможностей, нужд, интересов, запросов, особенностей психоэмоциональной сферы.
Ребенок, безусловно, нуждается в заботе, но она не должна перерастать в мелочную, нудную опеку. Детям необходимо внимание, но не такое, которое нейтрализует их активность и самостоятельность. Упрямство выражается по-разному: одни дети упорно молчат, хмурятся, преднамеренно бездействуют, другие кричат, топают ногами, пускают в ход кулаки и т. п. Упрямство может сочетаться с капризами, и тогда поведение ребенка приобретает особенно уродливые формы. У маленьких детей упрямство преимущественно носит неосознанный характер, однако впоследствии становится привычным способом достижения желаемого.
От упрямства следует отличать настойчивость, упорство в достижении цели. Если упрямство бессмысленно, порой вредно, то настойчивость определяет успех в действиях ребенка, является качеством полезным. Истоки упрямства лежат в неправильном воспитании, в частности в потакании желаниям ребенка. Привыкнув к родительским уступкам, ребенок в дальнейшем не терпит отказа со стороны взрослых, добиваясь своего вопреки здравому смыслу и убедительным доводам.