Не имитационные технологии и приемы
Все основные звенья анализа и решения задачи представляют собой структурные элементы проблемного обучения, отраженные в таблице 2.2.:
1) обнаружение противоречий, несоответствий, неизвестных моментов в подлежащем изучению материале, осознание их как трудностей, возникновение стремления к их преодолению; формирование задачи;
2) анализ условия задачи, установление зависимостей между данными, между условием и вопросом;
3) членение основной проблемы на подпроблемы и составление плана, программы решения;
4) актуализация знаний и способов деятельности или приобретение недостающих знаний и соотнесение их с условием решаемой задачи;
5) выдвижение гипотезы ; поиск «ключа», идеи решения;
6) выбор и осуществление системы действий и операций по обнаружению искомого ;
7) проверка решения;
8) конкретизация полученных результатов, а также установление связи полученных выводов с известными ранее теоретическими положениями, законами, зависимостями и возможных следствий, вытекающих из полученных результатов, выявление новых проблем, подлежащих решению.
Речь идет, разумеется, не о том, чтобы при решении каждой конкретной задачи осуществлялся весь цикл, все этапы проблемного обучения. Это невозможно и вследствие специфики решаемых задач , и в силу недостатка времени, да в том нет и необходимости. Важно, чтобы при решении всего комплекса задач достаточно полно и осознанно были реализованы все звенья проблемного обучения, а у обучаемых сформированы соответствующие умения и навыки. Конечно, отдельные задачи, отражающие ключевые проблемы, должны быть решены развернуто, с осуществлением всех этапов решения.