Научно-методические основы планирования коррекционной работы
Основные научно-методические позиции, отражающие специфику планирования коррекционно-педагогической работы учителем-дефектологом, рассмотрим в порядке выделенных в предыдущем параграфе проблем.
Итак, первая проблема - прямой перенос логики планирования педагогической работы по учебному предмету на планирование коррекционных занятий.
На наш взгляд, эта проблема обусловлена недостаточным пониманием как специалистами , так и лицами, контролирующими их деятельность , сути педагогической работы в рамках занятий коррекционного компонента, что приводит к ее приравниванию к работе учителя по учебному предмету.
Предполагается, что коррекционная работа заключается в восполнении пробелов предметных знаний, умений и навыков у ребенка по тем или иным учебным темам. При таком понимании коррекционной работы учитель-дефектолог выполняет функцию дополнительного учителя , повторно либо опережающе «разжевывающего» ребенку тот или иной учебный материал. Коррекционные занятия в таком случае являются дополнительными уроками по предмету. Это подтверждается аналогичной тематикой уроков и коррекционных занятий в планах практиков . Таким образом, отсутствуют различия в педагогической деятельности на уроках и на коррекционных занятиях.
Вместе с тем педагогическая деятельность учителя-дефектолога в рамках занятий коррекционного компонента специфична. На ее суть указывает, во-первых, само понятие «коррекция», его определения:
• Коррекция - система педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития .
• Коррекция физических и психических нарушений - система психолого-педагогических и медико-социальных мер, направленных на исправление или ослабление физических и психических нарушений .