Научно-методические основы планирования коррекционной работы

Ребенок с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития, развивается по тем же законам, что и обычный ребенок. Следовательно, становление каждой психической функции проходит определенные этапы - одни и те же у каждого ребенка. Так, например, в области фонематического слуха вначале развивается фонематическое восприятие , а затем формируются умения фонематического анализа .

Требование к планированию коррекционной работы через фиксацию количества часов на ту или иную тему искажает суть этой работы и усиливает формализм в деятельности учителя-дефектолога. В данном случае могут наблюдаться такие ситуации:

- запланированного количества часов на работу, например, в области фонематического восприятия, оказалось недостаточно, однако в плане указывается на изменение ее содержания - переход на этап усвоения умений фонематического анализа. Вряд ли такой формальный, а не реальный переход на другую ступеньку развития будет способствовать полноценному формированию фонематического слуха у ребенка. Это похоже на возведение стендом на шатком фундаменте;

- после успешной работы, например, над развитием фонематического восприятия, ребенок пропустил ряд занятий , в течение которых планом было предусмотрено формирование у ребенка умений простого фонематического анализа . На момент появления ученика на занятиях запланирована работа уже над формированием умений сложного фонематического анализа . Очевидно, что в этом случае работа в строгом соответствии с планом не может быть эффективной. Это похоже на попытку создавать после фундамента сразу крышу дома без возведения стен.

В обеих ситуациях вряд ли можно всерьез надеяться на устранение трудностей в учении, если эти трудности связаны с несформированностыо фонематического слуха.