Научно-методические основы планирования коррекционной работы

Разберем часто встречающиеся в школьной практике ситуации. Например, на уроках русского языка ученик испытывает трудности при письме под диктовку, допуская в данном виде работ большое количество ошибок. Учитель обращается к учителю-дефектологу с просьбой позаниматься с ребенком письмом под диктовку на коррекционных занятиях. Если учитель-дефектолог пойдет по предложенному пути, то его деятельность будет носить характер так называемой симптоматической коррекции , что не является продуктивным путем решения проблемы.

Истинная коррекционная работа предполагает устранение причины тех или иных учебных затруднений. Так, возможными причинами затруднений при письме под диктовку могут быть:

- недоразвитие фонематического восприятия , что выражается при письме в заменах по фонематическому признаку;

- несформированность процессов фонемного анализа и синтеза , что выражается в пропусках или перестановках букв в слове;

- несформированность приемов самоконтроля, что выражается в наличии различных видов ошибок, в том числе пропусках и перестановках букв;

- малый объем слухоречевой памяти, что выражается в том, что ребенок медленно пишет, пропускает буквы и слова, не дописывает фразы, допускает ошибки при хорошем знании правил;

- медленный темп деятельности;

- недоразвитие тонкой моторики руки, что будет затруднять реализацию в заданном темпе графомоторной деятельности, и др.