Национальные ценности образования как ориентиры развития
– большим и многоаспектным теоретическим потенциалом когнитивного, гносеологического, аналитико-синтетического и эмоционального плана, в целом представляющего собой богатейший источник формирования сущностного содержания выводов и обобщений аксиологического значения, а также логико-структурных основ построения теории образовательных ценностей как самостоятельной отрасли педагогических знаний;
– теоретико-методологическими позициями, определяющими национальное своеобразие аксиологических аспектов педагогики и верное их соотношение с общечеловеческими ценностями образования на основе диалектической взаимосвязи и взаимно перехода;
– определенной системой критериев для более обоснованного и целенаправленного выбора тех педагогических ценностей, которые могут составить систему аксиологических приоритетов, способных активно стимулировать развитие теории и практики образования при необходимом сочетании практико-ориентированных методологических подходов к применению данной системы и теоретико-ориентированных конкретных форм и способов ее практической реализации;
– конструктивно-генетическим мониторингом, позволяющим проследить длительный процесс развития системы ценностей образования в целостном виде с выявлением качественного своеобразия и специфики их изменений на различных исторических этапах в разнообразных социальных, духовных и культурологических условиях многих общественных форм, существования разных .этносов и стран. Данный показатель более всего характерен для источников историко-педагогического и этнографического жанров.
Но при всем этом каждое отдельное исследование, составляющее один из аспектов комплексного изучения проблемы, одним из своих основных направлений будет иметь выход на решение такой существенной задачи всего исследования в целом, какой является создание историко-методологических и логико-структурных основ педагогической аксиологии.