Национальные ценности образования как ориентиры развития

Известными предпосылками решения названного вопроса могут явиться – установление того, в каком соотношении находится тот или иной аспект теории педагогики с выделенными выше основными функциями НЦО, качественным своеобразием каждой их группы и ее составляющих, раскрытие сущностного значения в отдельности той или иной НЦО как предполагаемого ориентира для развития в содержательном плане конкретного сюжета педагогической теории; наконец, нельзя недоучитывать и того обстоятельства, что не каждая национальная ценность образования может стать ориентиром развития педагогической теории, того или иного ее аспекта, и что такую роль способны в отдельных случаях выполнить в целом определенные группы НЦО или же некоторые из их составляющих, даже необязательно принадлежащие к одному и тому же виду национальных ценностей образования.

Решение вопроса о роли НЦО как ориентиров развития педагогической теории и, в частности, аксиологии образования, требует предварительного рассмотрения некоторых положений, без осмысления которых не может быть достигнут позитивный результат. Так, нельзя при решении поставленного вопроса не иметь в виду известного тезиса о наднациональном характере науки, ее общечеловеческом значении. Признавая в принципе правомерность этого тезиса, следует, однако, не забывать и о том, что отдельные отрасли гуманитарного образования, в частности, педагогика, в качестве одних из своих истоков, источников развития, имеют народные начала, исторически сложившиеся национальные традиции в области воспитания и обучения, классические НЦО, оказывающие определенное влияние на теорию и практику педагогики, выступая по отношению к ним как приоритетные ориентиры.

Педагогические системы многих выдающихся теоретиков и практиков воспитания за рубежом и в России четко отражают в себе ориентировку на НЦО, что в значительной мере обусловило их оригинальность и самобытность, инновационный характер, нисколько не умалив их общечеловеческий смысл .

Есть все основания утверждать, что творческое применение НЦО в качестве ориентиров развития педагогической теории способен дать достаточно сильный импульс обогащению и углублению новых аспектов нашей науки.

Особое место в этой связи среди рассматриваемых ориентиров занимают те из них, которые относятся к группе НЦО, объединяющих в себе классическое педагогическое наследие, воплощенное в произведениях выдающихся мыслителей, в их концепциях, теориях и системообразующих идеях.

Значение этой группы НЦО определяется целым рядом показателей: