Начальное профессиональное образование как социально-педагогическая система
Решение практически любой фундаментальной проблемы современности находится в непосредственной связи с разработкой путей решения проблем профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров. Растущая потребность в рабочих высокой квалификации, умеющих адекватно реагировать на постоянную смену приоритетов на рынке труда, производить конкурентоспособную продукцию, принимать адекватные реальным ситуациям взвешенные самостоятельные решения, видеть перспективы и планировать стратегию и тактику развития производства, позволила обществу осознать тот факт, что базовое образование является лишь первым этапом непрерывного совершенствования ключевых профессиональных компетенций рабочего.
Профессиональная характеристика квалифицированного рабочего или служащего является одним из основных элементов государственного стандарта профессионального образования. Это многофункциональный документ, ориентированный на работодателей – предприятия и организации, граждан (в целях профконсультации и профориентации), учебные заведения и научно-методические организации системы образования (для разработки учебно-методических материалов, подготовки преподавателей и учебно-материальной базы, на службу занятости (подбор рабочих мест, планирование и организация подготовки незанятого населения) и т. п.
Принципы создания и характеристика Перечня профессий. Систематизация Перечня проводилась в соответствии с крупными отраслевыми комплексами. Структура Перечня соответствует укрупненным направлениям и видам хозяйственной деятельности. Благогодаря этому новая номенклатура профессии содержит не 200 разделов Единой тарифной квалификационной сетки, как это было ранее, а 42 крупных отраслевых комплекса, что позволит значительно упростить процессы интеграции профессиональной подготовки, управления профессиональным обучением и распределения рабочих кадров.
Принята двухступенчатая иерархия профессионального разделения труда. Наряду с традиционным для системы профтехобразования терминоном «профессия» в Перечень введен термин «специальность». Специальность рассматривается в данном случае как конкретная область трудовой деятельности в рамках профессии. Основной единицей Перечня являются профессии, которые объединяют специальности, родственные по общности технико-технологических параметров, производства и/или трудовых функций. Целью такой интеграции является расширение профиля подготовки, унификация учебно-программной документации и повышение социальной защищенности работников в современном рынке труда.