Начальное профессиональное образование как социально-педагогическая система

1. Профессиональная направленность общеобразовательных предметов и углубленное изучение такого предмета, который близок к определенной группе изучаемых профессий. Такая направленность общеобразовательных предметов имеет несколько аспектов:

– познавательный аспект, связанный с формированием профессионального мастерства, один и тот же общеобразовательный предмет может иметь несколько вариантов профессиональной направленности; выбирается такая схема и такая совокупность основополагающих понятий, которые чаще всего применяются на практике и удовлетворяют требованиям развития как в системе общеобразовательных, так и профессионально-технических предметов. (Для этих целей по каждому общеобразовательному предмету вычленяются основные знания, умения и навыки, которыми должны овладеть будущие рабочие; отобранный для учебных целей материал должен быть профессионально значимым и постоянно использоваться в каждой теме, на каждом уроке. Его необходимо строго дозировать);

– мировоззренческий аспект, позволяющий формировать у учащихся систему взглядов на природу, общество, человеческие отношения, а также определять ведущие идеи, влияющие на формирование личности;

– нравственно-этический аспект, связанный с формированием личности будущего рабочего, воспитанием коллективистских черт, верности гражданскому долгу и др.

2. Более углубленное изучение профессионально значимых теорий, законов и закономерностей, а также категорий, понятий и зависимостей в общеобразовательных предметах. Из всей системы знаний следует выделять и интенсивно формировать те из них, которые наиболее близки к профессиональной подготовке.

3. Углубленное изучение профилирующих тем общеобразовательных предметов.

4. Разработка системы лабораторных работ, позволяющей создавать реальную производственную деятельность в учебных условиях и формировать не только общетрудовые, но и профессиональные умения и навыки.

5. Составление и решение задач с производственным содержанием и преподавание предметов естественно-математического цикла как органической части общей системы обучения.