Модели введения и распространения профильного обучения
Общие походы к управлению образованием на разных уровнях исследованы в трудах В.Н. Аверкина , В.И. Бочкарева ,
К.Я. Вазиной , А.И. Камышникова , А.М. Моисеева ,
М.М. Поташника , А.Н. Тихонова , Т.И. Шамовой и др.
Для данного исследования были выбраны в качестве базовых следующие концептуальные положения, содержащиеся в указанных работах:
– управление образованием на любом уровне является системным, многофакторным процессом, требующим учёта как внутренней (в рамках образовательной системы), так и внешней (социально-экономической) ситуации;
– в управлении образовательной системой следует выделять две подсистемы, требующие различных управленческих подходов: (1) управление функционированием и (2) управление развитием данной системы (при этом введение ППП и ПО относится к управлению развитием образовательной системы);
– наиболее эффективным и современным подходом к организации управления образовательной системой является управление по результатам;
– оптимальным инструментом управления образовательной системой в современных условиях является целевая программа.
Некоторым аспектам управления образовательными системами, связанными с введением ППП и ПО, посвящены работы Т.П. Афанасьевой , Н.В. Немовой , И.Д. Чечель . Однако явная недостаточность такого рода исследований в сочетании со специфичностью и комплексностью самого феномена управления введением ППП и ПО потребовали разработки дополнительных исследований в данной области (А.М. Моисеев, С.С. Кравцов ).
Прежде всего потребовалось уточнить содержание управленческих терминов «введение» и «распространение» применительно к ПО. Введение профильного обучения – система мер и мероприятий, направленных на создание в системе образования того или иного масштаба первичных прецедентов практики ПО. Распространение профильного обучения – система мер и мероприятий, направленных на расширение в рамках данной системы образования имеющейся практики ППП и ПО, вплоть до полного охвата ею всех общеобразовательных учреждений системы, имеющих старшую ступень обучения.