Модели введения и распространения профильного обучения

В рамках программно-целевой модели введения и распространения профильного обучения программа – документ прямого действия. От документов концептуально-доктринального характера такая программа отличается наличием описания четко и детально спланированных действий (мероприятий), сроков их осуществления, ответственных исполнителей и необходимых ресурсов.

В то же время программа не сводится только к плану действий и мероприятий. Выступая в качестве особой разновидности плана, программа отличается от традиционного плана мероприятий опорой на системные, проектные, программно-целевые и стратегические подходы к планированию, наличием (в кратком изложении) информационно-аналитического и прогностического обоснования, определением и описанием главных параметров желаемого будущего (целей перехода) и путей перехода к этому будущему от нынешнего состояния.

Предмет программы – массовый переход на ПО старшей ступени общего образования – обладает следующими важными характеристиками, которые необходимо учитывать при разработке и принятии региональных / муниципальных программ.

Во-первых, введение и распространение ПО – это не частное и локальное, а масштабное, комплексное, системное и весьма радикальное нововведение в общем образовании, объективно вносящее кардинальные изменения не только в содержание, организацию и технологию учебного процесса, но и в институциональное построение школы, ресурсное (кадровое, программно-методическое, нормативно-правовое) обеспечение образования и управление образовательными и иными процессами в школе и на более высоких уровнях системы образования. В связи с этим мониторинг введения ПО должен рассматриваться как широкий и комплексный процесс, учитывающий множество взаимосвязанных и взаимозависимых изменений в системе образования. Кроме того, введение ПО наиболее целесообразно рассматривать в контексте общих социально-экономических процессов, происходящих в субъекте федерации, а саму программу введения и распространения профильного обучения – увязывать с программами развития образования региона и с более широкими социально-экономическими программами.

Так, в Новгородской области в качестве основополагающих компонентов программно-целевого механизма управления введением ППП и ПО рассматриваются: