Модели введения и распространения профильного обучения

3. Целевая направленность: реализация программ должна обеспечивать достижение конкретных целей (в том числе социальных, экономических, педагогических). Она не может быть только концептуальной и декларативной. В настоящее время существует тенденция определять цели в региональных программах в виде совокупности практических задач. Часто стратегия развития в регионах характеризуется завышенным уровнем поставленных задач – содержит большое количество целей, принципов, директив, которые представляются нечеткими, противоречивыми и амбициозными, если учитывать ограниченные ресурсы и приоритеты, заявленные в региональных программах. Тогда как программа должна обладать реалистичностью, т.е. способностью обеспечивать соответствие между желаемым и возможным, между планируемыми целями и необходимыми для их достижения средствами.

4. Инструментальность программы означает, что ее центральную часть должен занимать раздел, освещающий механизмы развития. В программе должен быть описан принцип устройства и характер действия каждого механизма.

Программа, разработанная с учётом принципов целевой направленности и инструментальности, обладает важным свойством операционально определять конечные и промежуточные цели (ожидаемые результаты), т.е. определять их таким образом, чтобы существовал способ проверки реально полученных результатов на их соответствие целям. Иными словами, такая программа становится технологичной.

5. Эффективность: реализация мероприятий программы должна обеспечивать достижение реального эффекта, решать проблемы качества образования, его доступности, справедливого распределения ресурсов. Определение эффектов – важнейшая проблема в разработке и реализации региональных программ. Эта проблема должна решаться путем определения контрольных показателей развития системы на конкретный период и создания целостной системы мониторинга программы. При этом программа должна обладать свойством определять такие цели и способы достижения, которые для данного комплекса решаемых проблем при имеющихся ресурсах позволяют получить максимально полезный результат. Кроме того, в аналитической части программы необходим анализ адресных инвестиционных мероприятий, реализация которых позволит решать проблемы введения и распространения профильного обучения с привлечением и без привлечения внебюджетных ресурсов.