Модели введения и распространения профильного обучения

На федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления можно говорить как о введении, так и о распространении ПО; на школьном уровне – только о его введении.

Использующийся в различных документах термин «переход на профильное обучение» следует считать синонимом термина «введение и распространение профильного обучения». В ряде случаев, наряду с термином «введение профильного обучения», используется термин «широкомасштабное введение профильного обучения» ; этот последний следует считать синонимом термина «распространение профильного обучения».

Анализ практики 10 экспериментальных регионов по введению ППП и ПО показал, что основная сложность процесса введения профильного обучения заключается в новизне организационно-педагогического подхода, предложенного в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» , и в невозможности использовать в данном случае наработки в области «углублённого обучения», имеющиеся в практике отечественных школ с конца 1960-х гг., как (в большинстве случаев) и другой имеющийся опыт, не связанный с организационным уровнем индивидуализации обучения, сетевым сотрудничеством и компетентностным подходом в общем образовании. Введение ПО в его современном понимании сопряжено с привлечением принципиально новых ресурсов и образовательных технологий в систему образования (региональную, муниципальную, локальную). В этом сложность процесса введения ПО. Однако этот процесс облегчается тем, что, вводя ПО, можно опираться на несколько наиболее «сильных» и (или) инициативных районов, отдельных школ, обладающих достаточным кадровым потенциалом и другими ресурсами, а также сосредоточить ресурс «управленческого внимания» на этом небольшом числе образовательных учреждений.

Основная сложность процесса распространения ПО в том, что, напротив, требуется организация перехода на новые формы организации обучения всех, в том числе и «слабых», ресурсно необеспеченных, недостаточно готовых к этому школ. Кроме того, сама массовость процесса распространения неизбежно сказывается негативно на качестве результата. Однако процесс распространения, по сравнению с процессом введения, облегчен наличием уже имеющихся в регионе или районе первичных прецедентов соответствующей образовательной практики, т.е. опыта, на который можно опереться, подготовленных документов, специалистов, алгоритмов деятельности и т.д.