Модели введения и распространения профильного обучения

Целевая программа, используемая как основной управленческий документ регионального / муниципального уровня при введении ПО на основе проектной модели, представляет собой программу-проект (общую диспозицию деятельности с проектируемыми социальными последствиями). Структура её может быть модульной, при этом разработка различных модулей, отражающих различные содержательные и организационно-управленческие аспекты ПО, может быть поручена различным проектантам – муниципальным районам, образовательным учреждениям, научным организациям, отделам органа управления образованием, органам государственно-общественного управления образованием.

В Томской области региональная программа введения и распространения профильного обучения строится на принципе открытости, что обеспечивает свободный вход и выход образовательных учреждений, самостоятельное определение целей, задач, предмета, объекта и результатов опытно-экспериментальной работы. Программа имеет модульную структуру, включающая два блока: управленческий и педагогический. Модули, составляющие управленческий блок, соответствуют логике проектной модели (модуль 1: «Выявление инициативных групп по введению профильного обучения, организация их научно-методической поддержки»; модуль 2: «Разработка нормативно-правовой базы и региональных проектов, направленных на реализацию целей Программы» и т.д., всего – 8 модулей) .

Управление программой введения и распространения профильного обучения на основе проектной модели требует максимально широкого привлечения государственно-общественных и общественных структур. Так, в г. Красноярске в качестве одного из важнейших механизмов управления переходом на профильное обучение рассматривается формирование действенных, постоянных обратных связей между производителями и потребителями. Учет интересов, потребностей местного сообщества (бизнес-структур, предпринимателей, родителей, социальной сферы и т.д.) предполагается осуществлять через специально-организованную работу с городским советом попечителей, городским советом родителей, школьников, управляющими советами и другими общественными структурами, которые были созданы в системе управления образованием в течение пяти последних лет. Разворачиванию государственно-общественного характера управления введением и распространением профильного обучения способствует в том числе и реализация Концепции развития попечительства в г. Красноярске. Активно осуществляется поиск действенных и эффективных инструментов обратной связи: переговорных площадок, специальных исследований социальной и экономической эффективности образования и мероприятий по его развитию и др.