Модель организации профильного обучения на основе интеграции
Начиная с 2003 г., первоначально в 10 субъектах РФ, участвовавших в федеральном эксперименте, а затем и в других регионах, осуществляется серьезная реформа старшей ступени общего образования, связанная с ведением профильного обучения. При этом апробируются различные организационные модели профильного обучения, которых, в соответствии с «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования», принято выделять четыре. Это однопрофильная школа, многопрофильная школа, профильное обучение на основе индивидуальных учебных планов и муниципальная сеть профильного обучения.
Однако подход, обозначенный в «Концепции профильного обучения», не является исчерпывающим. В частности, он не охватывает некоторых принципиально иных возможностей организации профильного обучения, среди которых - обучение по индивидуальным планам на основе механизмов дистанционного обучения. В ряде региональных концепций предлагаются иные наборы возможных моделей организации профильного обучения. В то же время понят-но, что эффективность профильного обучения зависит не от количества или оригинальности организационных моделей, а от их способности полноценно реализовывать цели профильного обучения.
Настоящая статья - это попытка анализа педагогической целесообразности одной из моделей организации профильного обучения, которая в настоящее время не входит в число общепризнанных и распространенных. Эта модель - интеграция старшей ступени общеобразовательных школ с учреждениями профессионального образования , осуществляющими подготовку учащихся на базе основного общего образования - впервые была обозначена уже на этапе разработки «Концепции профильного обучения» . В 2003 г. эта идея была развита В.В. Гузеевым, отмечавшим, что профильное обучение на старшей ступени общего образования и начальное профессиональное образование можно объединить в одну систему. «Профильная ступень образования может базироваться на разных учреждениях и организациях - собственно школах, вузах, производственных или сельскохозяйственных предприятиях , технических колледжах , предприятиях народных художественных промыслов, музеях библиотеках и так далее... Переход на такую структуру учебного плана в рамках отдельного образовательного учреждения. невозможен.