Модель интеграции ИТО в учебно-воспитательный процесс

Не менее важными являются анализ и оценка характеристики обучаемых. Ряд позиций вполне очевиден – это возраст обучаемых, направление их специализации, предшествующая подготовка в области информационных технологий, их знакомство с различными формами учебной работы, способности и навыки самостоятельной поисково-исследовательской работы. Целесообразно проанализировать предпочтительность для обучаемых тех или иных методов обучения, их мотивацию в отношении изучаемой дисциплины и общепрофессиональной подготовки в целом. Например, очень часто именно благодаря использованию ИТО гуманитариев (учащихся профильных классов, студентов соответствующих специальностей) можно заинтересовать естественно-научными дисциплинами, и наоборот. Нельзя обойти стороной и изучение особенностей политики руководства учебного заведения по организации учебно-воспитательного процесса и использования в нем ИТО, поскольку указанный фактор может и способствовать, и препятствовать принятию адекватных решений. Централизованная закупка и внедрение программных средств ИТО, с одной стороны, очень эффективны, поскольку в этом случае обеспечивается технологическая и методическая поддержка, организуется подготовка педагогов. С другой же стороны, в этой ситуации волевым путем происходит «внедрение сверху». И если педагог вынужден применять технологию, это немедленно ощущают обучаемые. Основная задача здесь состоит в том, чтобы в рамках специального семинара или краткосрочных курсов повышения квалификации не только обучить педагогов работе с внедряемым программным продуктом, но и показать им его педагогические возможности. По такому принципу осуществляется подготовка учителей Федерацией Интернет-образования (ФИО), в чьих учебных центрах педагоги не только изучают основы технологий Internet, знакомятся с их образовательными возможностями, но и создают образовательные Web -ресурсы, вкладывая в них собственный педагогический опыт.

В итоге можно приступить к оценке сложившейся системы обучения для определения того, в какой степени она соответствует новым целям и задачам, поставленным уже в контексте применения ИТО. Эта проблема не из легких и для ее решения потребуется провести сопоставление целей и задач с элементами программы, методами их изучения, способами и результатами контроля обучения и развития, соответствующими поставленным целям.