Методы и стили воспитания

Методы воспитания – это совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий; научно обоснованные способы педагогически целесообразного взаимодействия воспитателя с воспитанниками с целью:

• организации воспитательной среды;

• создания условия для самоорганизации их жизни;

• психолого-педагогических воздействий на сознание и поведение;

• стимулирования их деятельности;

• инициации процесса самовоспитания.

Методы воспитания имеют ряд признаков. К числу таковых следует отнести:

1. Целенаправленность. Каждый отдельный метод – особым образом организованная педагогическая деятельность, ориентированная на решение неких специфических задач и достижение целей воспитания.

2. Детерминированность. Любой метод воспитания детерминирован объективными природными и социальными свойствами психики человека (анатомическими особенностями строения мозга, его биохимической активностью, скоростью и качеством интеллектуальных операций, интенсивностью чувств, облигатными и факультативными потребностями, доминирующими интересами, мотивами поведения, привычками и т.п.).

3. Специфическая функциональность. С помощью одного метода невозможно достичь целей воспитания и даже решить целиком педагогическую задачу. Специфика метода определяется его педагогической функцией и объективными возможностями. В соответствии с функцией метода и теми свойствами человека, которые обусловили выбор данного метода, подбираются средства и приемы воспитательного воздействия.

4. Ограниченная универсальность. Каждый метод воспитания влияет на формирование личности в целом, но играет доминирующую роль в преимущественном развитии, изменении или устранении лишь определенных качеств. Иначе говоря, ни один из методов не решает всех задач воспитания и не является универсальным.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  Следующая > В конец >>