Методы и стили воспитания
К условиям эффективности методов воспитания следует отнести опору на психологию воспитанников как цельных личностей, взаимодействие воспитанников и воспитателя, личный интерес воспитанников. Трудность классификации методов воспитания связана с тем, что существует множество критериев: цели воспитания, средства их осуществления, последовательность применения, личностный фактор (позиции воспитателя, воспитанников).
Ю.К. Бабанский, отмечая, что методы обучения являются одновременно и методами воспитания, предложил выделить следующие их группы:
1) методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные, эвристи-ческие, индуктивные, дедуктивные);
2) методы стимулирования и мотивации учения (похвала, поощрение, создание ситуации успеха и пр.);
3) методы контроля и самоконтроля эффективности обучения (устный, письменный, лабораторный и программированный и др.).
В.А. Сластенин предложил классификацию общих методов осуществления педагогического процесса, которая имеет следующий вид:
1) методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе: рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера;
2) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдение, иллюстрация и демонстрация, лабораторная работа, репродуктивный и проблемно-поисковый методы, индуктивный и дедуктивный методы;
3) методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения: соревнование, поощрение, наказание и пр.
4) методы контроля эффективности педагогического процесса: специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольная и лабораторная работа, машинный контроль, самопроверка и др.