Методология социально-педагогических исследований
Социально-педагогическое исследование — это специально организованный процесс познания, в котором происходит выработка теоретических систематизированных знаний о сущности социальной педагогики, ее содержании методах и формах деятельности социального педагога (М.А. Галагузова).
Специфика социально-педагогического исследования состоит в том, что предметом исследования становится вся система взаимоотношений развивающегося человека с окружающей его средой, все многообразие социальных связей.
Эффективность научных исследований в социальной педагогике во многом зависит от того, какие источники она использует в своей творческой деятельности: подходы, образцы, идеи, технологии и т. д.
В.И. Загвязинский выделяет пять таких источников:
1. Общечеловеческие гуманистические идеалы, отраженные в так называемом социальном заказе общества.
2. Достижения всего комплекса наук о человеке: психологии, педагогики, валеологии (это наука о здоровом образе жизни), философии, социологии.
3. Теоретические концепции и отечественный и зарубежный опыт.
4. Педагогический потенциал окружающей ребенка социальной среды (семьи, школы, учреждений культуры и т. д.).
5. Творческий потенциал работников социальной сферы (социальных педагогов, работников, психологов и т. д.).
Основные задачи исследования в области социальной педагогики (М.А. Галагузова):
1. Теоретические проблемы социальной педагогики. К ним относятся уточнение предмета и объекта исследования науки, разработка ее понятийно-категориального аппарата на основе изучения становления социальной педагогики за рубежом и в истории отечественной культуры, выявление принципов и методов исследования науки.