Методология социально-педагогических исследований

Синтез — это мысленное соединение выделенных путем анализа частей, сторон, свойств предмета исследования в некоторое новое мысленное образование, которое отражает существо изучаемого явления, причем целостная система как результат синтеза служит основой для дальнейшего познания предмета изучения. Однако синтез — это не простое суммирование, а смысловое соединение. Если просто соединить явления, между ними не возникает системы связей, а образуется лишь хаотическое накопление отдельных связей.

Моделирование — это метод создания и исследования моделей. Главным преимуществом моделирования является целостность представления информации об изучаемом явлении или процессе. В зависимости от целей исследования модели классифицируются по разнообразным принципам.

Наиболее общие из них следующие:

- по целям использования их в процессе познания;

- по способу воспроизведения в них информации об оригинале;

- по степени участия человека в их создании.

Модели подразделяются на три большие группы: эвристические и дидактические; знаковые и вещественно-технические; естественные и искусственные.

В процессе познания модели служат средством объяснения некоторых явлений или интерпретации теории, а также целям проверки теорий на предмет их истинности. Большое значение в социально-педагогических исследованиях приобретает предсказательная (эвристическая) функция модели.