Методология социально-педагогических исследований
Концептуальная направленность социально-педагогического исследования определяется проблемным полем и раскрывается совокупностью методологических подходов, выбор которых зависит от ведущих методологических идей. Социокультурная траектория исследования социально-воспитательного процесса включает: культурно-антропологический подход, обеспечивающий исследование изучаемых явлений и фактов изнутри, через человека; системный подход, позволяющий исследовать социально-педагогические явления как развивающуюся открытую систему и выявлять источники развития; деятельностно-смысловой подход, ориентированный на социально-педагогическую реальность как осознанно организуемый целенаправленный процесс, в котором находят свое выражение отношение к социокультурной действительности, потребности и мотивы личности. Взаимосвязь указанных подходов строится на основе учета связей теории и практики, что позволяет выявить основные теоретические результаты исследования" (О.В. Суходольская-Кулешова).
Программа социально-педагогических исследований включает следующие этапы:
- анализ существующей литературы и библиографический поиск изданий по теме исследования;
- формулировку проблемы исследования, при этом проблема определяется как расхождение между реальным положением дел в сфере воспитания и социальными необходимостями в обществе;
- обоснование актуальности постановки проблемы;
- основные направления решения проблемы и ожидаемые результаты с точки зрения решения проблемы;
- пилотажное исследование с целью проверки инструментов исследования на малой выборке;
- проведение исследования и анализ его результатов.