Методология социально-педагогических исследований
Естественный эксперимент представляет собой научно организованную проверку выдвинутой гипотезы без нарушения педагогического процесса. Такой тип эксперимента избирается исследователем, когда необходимо проверить гипотезу в реальных условиях целостного педагогического процесса; более того, его ход и результат не будет иметь негативных последствий для его участников.
Лабораторный эксперимент предполагает создание специальных условий для проверки авторских предположений, обеспечивает тщательное наблюдение за испытуемыми (иногда с применением специальной аппаратуры), точное измерение исследуемого явления.
В технике проведения эксперимента чаще всего выделяют две группы испытуемых. Одна получает статус экспериментальной, другая — контрольной. В первой группе реализуется новое решение, во второй исследовательские задачи решаются традиционно. Экспериментатор получает возможность сопоставить два результата, доказывающих или опровергающих его гипотезу.
Успешное проведение эксперимента зависит от его тщательного планирования и организации. План эксперимента включает следующие компоненты:
- цель и задачи эксперимента;
- место и время проведения эксперимента и его объем;
- характеристика участвующих в эксперименте;
- описание условий, в которых проходит эксперимент;
- описание методики проведения эксперимента;
- описание методики наблюдения за ходом эксперимента;
- описание методики обработки результатов эксперимента;
- описание методики интерпретации результатов эксперимента.