Методология социально-педагогических исследований

Недостатки наблюдения — трудоемкость и продолжительность, влияние субъективных факторов (самого исследователя) на процесс наблюдения.

Опросный метод — возможность получения значительного объема информации в короткие сроки в результате опроса, обусловленного особенностями конструирования включенных в опросный лист вопросов. Метод опроса используется в научном исследовании в различных формах: письменной (анкетирование), устной (беседа, интервью) и социометрической.

Анкета представляет собой совокупность упорядоченных по содержанию и форме вопросов. Анкетирование как письменный опрос продуктивен, документален, гибок в получении и обработке информации. Существует несколько типов анкет. Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов на выбор испытуемого. Анкета закрытого типа содержит готовые для выбора анкетируемого ответы. Смешанная анкета содержит элементы той и другой, т. е. часть ответов предлагается на выбор и в то же время остается возможность свободной формулировки ответов для анкетируемого. Одной из разновидностей анкет, широко используемых в системе педагогических наук, является анкета с балльной оценкой, или шкалирование. Шкалированием называется способ превращения качественных факторов в количественные ряды. Например, исследуем отношение учащихся к тому или иному учебному предмету по пятибалльной шкале:

Равнодушное Беседа — это диалог исследователя с испытуемыми по заранее разработанной программе. В живом контакте исследователя и испытуемого появляется возможность индивидуализации вопросов, их варьирования, дополнительных уточнений.

Метод интервью основан на том, что исследователь задает тему для выяснения точки зрения испытуемого по изучаемому вопросу.

Социометрический опрос — это измерение социальных отношений. Основное отличие социометрии от других разновидностей опроса состоит в возможности с ее помощью выявить взаимные чувства симпатии и неприязни между членами группы и на этой основе получить количественную оценку межличностных отношений в ней, определить социометрический индекс личности. Однако с помощью социометрического метода только фиксируются имеющиеся отношения в коллективе, но не объясняются; кроме того, при оценке даются не только имеющиеся, но и желаемые отношения.