Методика применения звуковых средств

Эффективность использования звуковых пособий зависит от того, как учитель подготовил учащихся к прослушиванию, нацелил их на определенную деятельность, как организовал последующую работу на материале звукозаписи. На всех этапах работы со звукозаписью слово учителя занимает ведущее место.

Цель и характер применения звукозаписи на уроках по разным предметам различны.

На уроках русского языка и литературы она занимает значительное место при анализе текста литературного произведения, в процессе обучения навыкам выразительного чтения, в качестве иллюстрации при работе над звуковой формой речи.

Фонохрестоматия по русской литературе включает литературные, документальные, музыкальные звукозаписи; художественное чтение, авторские исполнения, инсценировки литературных произведений, фрагменты из спектаклей, опер, романсы.

Записи программных художественных произведений содержат лучшие образцы исполнения мастерами художественного слова литературных произведений, изучаемых в школе. Фонохрестоматия по русской литературе позволяет услышать на уроке В.И. Качалова, В.Н. Яхонтова, А.Н. Грибова, И.В. Ильинского, Ираклия Андроникова и др. Их выразительное чтение способствует глубине восприятия художественного произведения, усиливает эмоционально-эстетическое воздействие слова. Но нельзя чтение художественных текстов подменять прослушиванием грамзаписей, а само прослушивание проводить без соответствующей подготовки учащихся к его восприятию. Использование на уроках фонозаписей литературных произведений в исполнении мастеров художественного слова требует от учителя более строгого отношения и постоянного внимания к мастерству выразительного чтения, к культуре своей речи, более тщательной предварительной подготовки.

Постановка учебной цели включения звукозаписи в урок определяет характер вопросов и заданий перед прослушиванием.

Так, грамзапись «Чичиков у Собакевича» к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» можно использовать в процессе работы над образами для того, чтобы показать, как характер действующего лица раскрывается через речь.