Методика применения статичных экранных пособий
Примером может служить диафильм к повторительно-обобщающим урокам по истории Древнего мира «Что и как изучает история Древнего мира». Он содержит удачно продуманные и хорошо сочетающиеся с иллюстративным материалом вопросы и задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. Например, на основе сопоставления двух изображений учащимся предлагаются следующие задания: «Сравните внешний облик первобытных людей. Какие изменения происходили в нем? За какое время они происходили? Почему изменились первобытные люди?» К кадру, иллюстрирующему охоту первобытных людей, поставлен вопрос: «Как вы думаете, могли ли первобытные люди жить в одиночку? Обоснуйте ответ с помощью изображения».
В большинстве учебных диафильмов в начале или в конце есть кадр (или кадры), озаглавленный «К сведению учителя», в котором даны краткие методические указания по его использованию, что должно восприниматься учителем только как рекомендация.
Могут использоваться и озвученные диафильмы. Это обычный цветной диафильм (как правило, рисованный), но без текста. К нему прилагается грампластинка с записью либо музыки, либо художественного чтения в исполнении известного актера или самого автора, либо фоноспектакль. Кадры диафильма переводятся по звуковым сигналам. Такие комплекты можно использовать как на занятиях, так и во внеучебное время.
Звуковой диафильм обладает рядом преимуществ перед немым: кадр занимает всю площадь экрана, и не занятый чтением текста зритель имеет возможность все внимание уделить рассматриванию изображения; эмоциональное воздействие диафильма усиливается выразительной речью диктора, а также с помощью музыки и шумов, применяемых для драматического усиления или подчеркивания лиризма сцены.
Поскольку демонстрация диафильма и проигрывание звукозаписи должны быть синхронными, следует хорошо продумывать расположение аппаратуры, чтобы ею было удобно управлять (при необходимости остановить показ или повторить какой-либо фрагмент). Работа с детьми по озвученному диафильму может строиться так же, как по обычному. Но при повторных просмотрах целесообразно демонстрировать только изображение, а дети будут читать наизусть или рассказывать (например, стихи А. Барто, сказку «Мойдодыр» К. Чуковского и др.). Можно и наоборот: включить пластинку или поставить кассету, а дети по памяти опишут, что изображено в кадрах того или иного фрагмента.