Методика применения статичных экранных пособий
О глубине понимания и прочности запоминания познавательного материала диафильма судят по качеству рассказов учащихся, которые должны отвечать следующим требованиям: верно и в логической последовательности пояснять кадры; правильно выявлять причинные связи между предметами и явлениями; не ограничиваясь изложением содержания текста и дополнениями учителя, расширять и углублять комментарии к кадрам диафильма.
Использование диапозитивов и диафильмов в дошкольных учреждениях и в начальной школе стимулирует самостоятельное творчество детей: они играют в увиденные сюжеты, придумывают по просмотренному загадки, задачи, сказки.
Эффективное применение статичных экранных пособий зависит от той роли, которую играет учитель. Зрительный образ, создаваемый тем или иным кадром, не исчерпывает полностью дидактического назначения экранного материала. Так, демонстрация кадра, содержащего информацию о многоугольниках, не формирует у учащихся логического определения понятия многоугольника, а лишь помогает создать у них конкретное представление об этих геометрических фигурах. Подписи под кадрами в какой-то мере устраняют неполноту зрительных представлений, однако и они не исчерпывают содержания кадра, а дают лишь направление для анализа изображения.
Все изложенное выше показывает, что учащимся принадлежит при работе с диафильмами и диапозитивами активная роль, которая не сводится к простому комментированию зрительного ряда. Учащиеся, опираясь на конкретные зрительные образы, под руководством учителя сравнивают, анализируют, выделяют главное, делают определенные логические умозаключения, обобщения. Таким образом, учитель организует единый процесс образного восприятия и активной мыслительной деятельности учащихся.
Целый ряд диафильмов и диапозитивных серий построен по проблемному принципу.