Методика применения статичных экранных пособий

Транспаранты можно применять и в сочетании с классной доской. В этом случае спроецированное на доску изображение достраивают, дорисовывают, дополняют. Например, на доску проецируют предложения с пропущенными буквами. Учащимся предлагается на доске вписать нужные буквы. Затем накладывают второй кадр, на котором в соответствующих местах другим цветом изображены пропущенные буквы, и быстро проверяют выполненную работу. Можно спроецировать примеры, которые надо решить, геометрические фигуры, которые надо назвать или сосчитать, и т. д.

Большие возможности открывает этот прием на уроках математики. Используя комплект транспарантов с изображением основных плоских и пространственных фигур, можно решать самые разнообразные задачи, выполнять множество заданий на построение. При этом сохраняется время, которое потребовалось бы затратить на вычерчивание необходимых фигур.

Транспаранты как условно-графический вид наглядности отражают изучаемые объекты и явления в форме плоскостных символов, и поэтому они наиболее эффективны лишь в комплексе с другими средствами обучения.

Так, на уроках зоологии целесообразно сочетать демонстрацию транспарантов «Внешнее строение насекомого» соответствующего учебного кинофрагмента и кинофильма с наблюдением натуральных объектов. При просмотре транспарантов «Строение цветка» на ботанике необходимо сопоставлять отдельные элементы изображения с соответствующими элементами гербарных образцов. Транспаранты «Схема внутренних производственных связей Урала» требуют одновременной работы с картой.

Транспаранты к кодоскопу обеспечивают последовательность в формировании представлений по их составным элементам.