Методика применения статичных экранных пособий
Методика работы с эпипроекцией аналогична работе с картиной или диапозитивами. Обычно в детском саду и в начальной школе это средство применяется на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. Но практика показывает, что его можно эффективно использовать и на занятиях по изобразительному искусству для показа технических приемов рисования, смешивания красок, для объяснения последовательности этапов работы. Эпиобъекты широко применяются в средних и старших классах на большинстве учебных предметов. Подбирая открытки, иллюстрации из журналов на ту или иную тему, воспитатели и учителя могут сами создавать серии эпиобъектов.
Среди статичных экранных пособий особо следует выделить транспаранты к графопроектору. По своей структуре они принципиально отличаются от диафильмов и диапозитивов. Каждый отдельно взятый кадр комплекта транспарантов дает на экране статичное изображение, но благодаря их последовательному наложению или снятию оно приобретает определенную динамичность.
Отдельные кадры накладывают один на другой постепенно, воссоздавая целостное изображение. При этом происходят поэтапное формирование понятия, последовательное раскрытие закономерности изучаемого процесса или явления, показ отдельных элементов целого.
Используют и другой прием работы с транспарантами: постепенно снимают отдельные кадры. В этом случае учащиеся получают объяснения от общего к частному, от целостного явления к отдельным его элементам или к раскрытию каких-то процессов.
Смешанное использование приемов наложения, снятия и каширования (смешения) транспарантов позволяет вскрывать и детально изучать весьма сложные понятия и закономерности.
Например, используя серию транспарантов «Устройство и работа двигателя внутреннего сгорания», преподаватель, накладывая поочередно транспаранты, создает цельную картину устройства. Затем, двигая транспаранты с изображением поршней, он объясняет принцип работы двигателя, порядок работы поршней.