Методика постановки обучения отдельным дисциплинам

При постановке цели изучения учебного курса преподаватель должен четко уяснить, какие именно характеристики личности следует формировать, на какие элементы структуры личности следует воздействовать. Фактически цель обучения дисциплине или тактическая цель обучения представляет собой описание не только видов деятельности, которые формируются в процессе изучения, но и все те характеристики личности, которые следует сформировать в процессе усвоения заданной дисциплины.

Для представления технологии построения тактической цели обучения отдельным дисциплинам профессиональной подготовки следует более подробно остановиться на понятии «структура личности».

Структура личности имеет статическую и динамическую характеристики. Основными компонентами статической структуры личности являются: опыт личности, функциональные механизмы психики, типологические свойства личности. Динамика личности включает такие понятия: деятельность, развитие и поэтапность развития ведущих видов деятельности.

Данные компоненты структуры личности являются обобщенными и формируются в процессе всей жизнедеятельности и образования личности. При этом каждой из ступеней образования свойственно формирование определенных ее характеристик.

В данном случае преподавателя специальных и общетехнических дисциплин интересует та структура личности, которая направлена на формирование профессионального опыта личности, а также развитие функциональных механизмов психики и типологических свойств личности. При этом цель достигается путем решения последовательных задач на каждом уроке.

Преподавателю необходимо четко уяснить, какие компоненты структуры личности формируются при освоении его учебного курса. При этом следует учитывать, что при образовании осуществляется формирование личности в целом. Но этот процесс имеет свои особенности и специфику, в соответствии с которой цели обучения могут реализовываться с разрывом во времени. Так, например, воспитательные цели, связанные с формированием опыта личности в области качеств, инвариантных предметной специфике, не могут непосредственно формироваться на конкретном уроке. Для формирования направленности, коммуникативных способностей и других качеств необходимо время. Это долгосрочные цели, которые следует ставить применительно ко всему процессу обучения.