Методика конструирования учебно-содержательных материалов
Понятие учебного материала достаточно широкое и может включать в себя все имеющиеся средства, которые использует преподаватель в процессе обучения: учебник, пособие, задачник, методические указания и д.р. В данном случае речь идёт об определенной части учебных материалов, несущих в себе ту информацию, которая помогает обучаемому освоить необходимую деятельность, поэтому в дальнейшем изложении материала эти материалы будут называться учебно-содержательными, подчеркивая их непосредственное назначение в учебном процессе.
К учебно-содержательному материалу предъявляют определенные требования. Излагаемый учебный материал должен быть убедительным и последовательным, простым в изложении и доступным, рациональным и доказательным, иными словами, он должен быть не только информативным, но и логико-содержательным.
При отборе необходимого материала следует сначала проанализировать всю необходимую информацию по данному вопросу, используя при этом объем материала значительно больший, чем это требуется. Это продиктовано необходимостью выбора наиболее рациональных способов раскрытия темы. Содержание же темы должно зависеть от характера деятельности специалиста, технологических процессов, в которых он будет участвовать в процессе будущей профессиональной деятельности, объема технологического оборудования, с которым он будет иметь дело, а также возможных ошибок и последствий технологических процессов для здоровья людей и окружающей среды.
Таким образом, исходными данными этапа конструирования учебно-содержательных материалов являются полученные ранее данные о:
- характеристике трудовых процессов;
- характеристике деятельности специалистов, а также учебный план и программы подготовки, документальные и информационные источники.
Учебными материалами в данном случае являются план темы, логическая структура учебного материала, текстовое описание темы и опорный конспект.
Для создания всех указанных выше документов преподаватель должен обладать культурой мышления, которая представляет собой совокупность выработанных у человека приемов выполнения умственных действий в процессе познания и отображения его действительности. Она выражается в умениях формулировать проблему, выбирать ее оптимальные решения, получать объективные выводы и, в конечном итоге, строить сложные рассуждения, анализируя и обобщая имеющуюся информацию.