Методика конкретизации целей обучения по отдельным темам и разделам

Наглядно интерпретация этого подхода представлена в табл. 3.5. При этом следует отметить, что он дает только общее представление о последовательности формирования действий.

Для более точного описания цели такие известные понятия, как знание, анализ, оценка, заменяют глаголами, созвучными с этими понятиями. Кроме того, заданные понятия следует сгруппировать по определенным группам усвоения учебного материала. Каждый из этих уровней должен иметь определенные характеристики: нормы выполнения действий, условия, параметры.

В педагогической литературе, как правило, приводятся четыре уровня усвоения, которые характеризуют критерии обученности и определяют этапы познавательной деятельности, включая все представленные в ранее приведенных подходах операции в различных формах.

Так на первом уровне обучаемый не только воспринимает информацию, но у него формируется общее представление об объекте деятельности, появляется познавательный интерес.

Второй уровень по Беспалько В.П. характеризует «алгоритмическую деятельность по памяти» или способность воспроизводить и использовать имеющуюся информацию для решения нестандартных задач по заданному алгоритму.

Третий уровень характеризует этап «продуктивного действия». На этом уровне ориентировочная основа деятельности усвоена таким образом, что сформированные действия идеализируются и обучаемый способен выполнить их в уме. Обучаемые решают нестандартные задачи в соответствии с конкретными ситуациями и объектами. Переход к этапу умственной деятельности приводит к формированию творческого мышления, одной из составляющих которого является умение решать конструкторские задачи, в результате чего формируются новые знания и обучаемый делает «открытия для себя». Это означает, что, не открывая ничего нового для общества, обучаемый открывает новое для себя , что чрезвычайно важно для процесса обучения и познания.

Четвертый уровень характеризует продуктивное действие, выполняемое путем самостоятельного конструирования новой ориентировочной основы деятельности. На этом этапе добывается новая информация, и этот уровень характеризует исследовательскую деятельность.